Проведены успешные испытания двигателя НК-33 для легкой ракеты "Союз-2.1в" - ОРУЖИЕ РОССИИ Информационное агентство

Проведены успешные испытания двигателя НК-33 для легкой ракеты

РД НК-33 / Фото: sdelanounas.ru

Специалисты "Объединенной двигателестроительной корпорации" успешно провели испытания жидкостного ракетного двигателя НК-33 для легкой ракеты-носителя "Союз-2.1в", сообщили в понедельник в пресс-службе компании.

«Двигатель испытывался положенные 40 секунд: в его составе прошла проверку конструктивно доработанная камера сгорания и вновь изготовленная пусковая камера»

"ОДК провела приемо-сдаточные испытания "летного" двигателя по программе "Союз-2-1в". Замечаний к работе изделия на стенде нет. В течение двух недель будет завершена окончательная подготовка пятого летного НК-33 к отправке заказчику — Ракетно-космическому центру "Прогресс", — говорится в сообщении. Согласно сообщению, двигатель испытывался положенные 40 секунд: в его составе прошла проверку конструктивно доработанная камера сгорания и вновь изготовленная пусковая камера.

Ракета-носитель легкого класса "Союз-2.1в" — новая ракета, первый испытательный пуск которой состоялся после неоднократных переносов с космодрома Плесецк 28 декабря 2013 года. Создание этой ракеты обусловлено увеличением потребности мирового рынка в запусках малых космических аппаратов. "Союз-2.1в" в том числе заменит конверсионные ракеты "Рокот", пуски которых завершаются с Плесецка в ближайшие годы.

ОДК (входит в Госкорпорацию "Ростех") — интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.



Техническая справка

Ракета-носитель «Союз-2-1В» 

РН «Союз-2» этапа 1В - двухступенчатая ракета-носитель легкого класса предназначена для запуска КА с доработанного стартового комплекса РН «Cоюз-2», расположенного на космодроме «Плесецк». Ракета-носитель разрабатывается на базе РН «Союз-2» этапа 1Б, со снятием боковых блоков, установкой на центральном блоке двигателя НК-33А и рулевого двигателя РД0110Р (разработки ОАО «КБХА»). 

000 (2).jpg

Фото: Роскосмос

Блок второй ступени заимствуется с доработкой с блока 3 ступени РН «Союз-2» этапа 1Б. Разработка РН легкого класса обусловлена наблюдающейся в настоящее время тенденцией к увеличению потребности запуска малых КА. Создание РН «Союз-2» этапа 1В с использованием блоков РН «Союз-2» этапа 1Б, существующих технического и стартового комплексов позволяет резко снизить затраты на разработку, эксплуатацию и запуск. 

Для обеспечения устойчивости и управляемости и работы систем регулирования РН «Союз-2-1В» используется система управления с РН «Союз-2» этапа 1Б с доработкой программно-математического обеспечения и изменением приборного состава. 

1-н.jpg

Схема: samspace.ru

На РН «Союз-2-1В» для сопряжения со стартовым устройством произведены следующие доработки: · на блоке 1 ступени устанавливаются 4 кронштейна под несущие стрелы стартового сооружения; на хвостовом отсеке блока 1 ступени устанавливаются 4 кронштейна под направляющие устройства стартового сооружения.



Техническая справка

НК-33 (11Д111) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный СНТК им. Н.Д. Кузнецова.

1.jpg

Фото: Виталий Кузьмин

Основные сведения

Разработан на базе двигателя НК-15, устанавливавшегося на 1-й ступени ракеты-носителя Н-1. После четырёх испытательных полётов Н-1, завершившихся авариями, работы по ней были прекращены, несмотря на то, что была изготовлена следующая ракета с установленными двигателями НК-33, отличавшимися возможностью проведения многократных огневых испытаний и увеличенным ресурсом. Некоторые экземпляры НК-33 наработали в общей сложности до 14 тыс. секунд. Двигатель НК-33 имеет чрезвычайно высокую надежность — 999,4. «Николай Дмитриевич Кузнецов в свое время решил это доказать, были проведены длительные испытания до отказа. НК-33 отработал без съема со стенда 16 пусков, наработал 15 тысяч секунд».

Использование его модификаций планируется на первых ступенях следующих ракет-носителей:

  • РН «Союз-2-3»
  • РН Kistler K-1
  • РН "Союз-2.1В"
  • Антарес (Taurus II) компании Orbital Sciences Corporation.

Однокамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин c дожиганием окислительного газа. Не имеет ни рулевых камер, ни поворотных сопел — при изначальном применении на ракете-носителе Н-1 для управления по каналам тангажа и рысканья использовалось рассогласование тяги противоположных двигателей.

1-2.jpg

Фото: engineeringrussia.files.wordpress.com

1-1.jpg

Изначально не планировалось возобновление производства этого ЖРД и предполагалось использование готовых двигателей со склада из запаса для ракета-носителя Н1 советской лунной программы. Однако в 2009 году появились сообщения о планах начать производство НК-33 в России в интересах российских и зарубежных заказчиков начиная с 2014 года.

По состоянию на 26 апреля 2012 года двигатель НК-33А завершил цикл межведомственных испытаний. В течение полутора месяцев с этой даты Межведомственная комиссия вынесет решение о допуске к серийному производству НК-33А, а также к летным испытаниям.

В апреле 2013 года Владимир Солнцев сообщил, что производство НК-33 возобновляться не будет. По исчерпанию запаса старых двигателей (их имеется около 20 штук) на "Союз-2.1в" будет устанавливаться новый двигатель РД-193, разрабатываемый на основе РД-191.

В августе 2014 года на площадке в посёлке Винтай прошли новые испытания двигателя НК-33 специалистами ОАО «Кузнецов» при участии специалистов американской двигателестроительной компании «Аэроджет Рокетдайн». В изделие были введены новые узлы камеры сгорания: коллектор и некоторые детали агрегатов двигателя. Общая наработка по итогам трёх стендовых проверок составила 616 секунд. Двигатель отработал успешно, подтвердив все требуемые параметры.

2-1.jpg

Фото: gallery.military.ir

2-2.jpg

Модификации НК-33

НК-33-1

НК-33-1 — разработанная СНТК им. Н.Д. Кузнецова модификация двигателя НК-33. Планируется применение этой модификации на второй ступени ракеты-носителя «Союз-2-3» (ранее РН «Аврора»).

Эта модификация, в отличие от базового НК-33, имеет узел управления вектором тяги (карданный шарнир для отклонения камеры) и выдвигающийся насадок для оптимизации степени расширения сопла на высоте больше 10 км.

НК-33А

Модификация двигателя НК-33, производство которой планируется для российских космических программ, а также для потенциальных зарубежных заказчиков. В апреле 2012 года завершены межведомственные испытания двигателя НК-33А.

AJ-26 — семейство разработанных компанией Аэроджет и лицензированных в США модификаций двигателя НК-33 (AJ26-58, AJ26-62) для использования на американских ракетах-носителях (в том числе Антарес), создаваемых путём снятия некоторой оснастки с оригинальных НК-33 (из числа 37 экземпляров, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова), добавления американской электроники, проверки двигателя на совместимость с производимым в США топливом, а также оснащения карданным шарниром для управления вектором тяги (аналогично НК-33-1).

Первый полет ракеты Антарес с двумя двигателями AJ-26 состоялся 21.04.2013

По предварительным данным причиной крушения Антареса 31 октября 2014 года стала авария этого двигателя. Это стало причиной отказа от их использования.

75abfc864a20cb1d2334602a982d712a.jpg

Фото: ru.wikipedia.org

Тактико-технические показатели

Тип:     

ЖРД         

Топливо:

керосин

Окислитель:

жидкий кислород

Камер сгорания:

1

Страна:

СССР

Использование:

 

Время эксплуатации:

2013 год — настоящее время

Применение:

«Н-1» (первая ступень);
«Антарес» (первая ступень);
«Союз-2.1в» (первая ступень)

Развитие:

НК-33-1

Производство:

 

Конструктор:

СНТК им. Н.Д. Кузнецова

Производитель:

ОАО «Моторостроитель»

Варианты:

НК-33-1;
AJ-26

Массогабаритные
характеристики

 

Масса, кг

1393

Сухая масса, кг

1240

Длина, мм

3705

Диаметр, мм

1490,5

Рабочие характеристики

 

Тяга, Тс

в вакууме - 171;
на уровне моря - 154

Удельный импульс, с

в вакууме - 331;
на уровне моря - 297

Время работы, с

365

Давление в камере сгорания, кгс/см2 (атм.)

142 (147)

Тяговооружённость:

136

Зажигание:

химическое

 

 

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.arms-expo.ru
12