Воздушный патруль над океаном

Лётчики Дальней авиации в рамках плановой лётной подготовки летают на воздушное патрулирование над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Чёрного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов. Полёты выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами без нарушения границ других государств. Так, два стратегических бомбардировщика Ту-95МС с авиабазы Энгельс успешно выполнили задачи по плану воздушного патрулирования. Маршрут полёта проходил над нейтральными водами Баренцева и Норвежского морей, Атлантического океана в сопровождении МиГ-31 ВВС России.

Вынырнув из-за низких облаков, на заполярный аэродром Оленья один за другим с пятиминутным интервалом приземлились два дальних бомбардировщика Ту-22М3. В этот раз их встречал командир авиационной группы гвардейской Донбасской краснознамённой авиационной базы гвардии полковник Александр Щербинин. 
– Экипажи благополучно возвратились на родной аэродром после воздушного патрулирования акватории морей Северного Ледовитого океана, – пояснил командир авиагруппы, пока ракетоносцы заруливали на свои стоянки. – Этот вылет выполнялся по плану Генерального штаба Вооружённых Сил РФ в рамках реализации задач стратегического сдерживания вероятного противника. Помимо демонстрации нашей мощи и решимости защищать северные рубежи Отчизны лётчики также совершенствовали лётное и штурманское мастерство. Кроме того, проводили воздушную разведку. 
– Этот полёт не относится к числу обычных. Экипажи выполняли реальную боевую задачу на максимальном удалении от места базирования, –  добавил Александр Анатольевич. 
После того как командиры кораблей гвардии подполковники Олег Тимошин и Дмитрий Колесников доложили командиру авиагруппы о выполнении задачи, он тепло поприветствовал всех членов экипажей только что приземлившихся самолётов. 
– Полёт пары продолжался более пяти часов на высоте около 8000 метров, – позже рассказал гвардии подполковник Колесников. – Всё это время мы летали по самому краю воздушного пространства России и над открытым морем. Патрулирование было спланировано и осуществлено таким образом, что с аэродромов сопредельных государств ни один истребитель так и не успел подняться в воздух для перехвата. Вместе с тем на некоторых наиболее атакоопасных направлениях нас сопровождали Су-27 ВВС России. 
А вот что рассказал об особенностях полётов в Арктической зоне гвардии подполковник Олег Тимошин: 
– Они заключаются в том, что летать приходится в очень сложных условиях. Вверху – яркое солнце, внизу – облака либо бескрайние ледяные поля. Видимых ориентиров нет. Наземные навигационные комплексы на дальних дистанциях не действуют. Кроме того, магнитные приборы в высоких широтах могут давать погрешность. В этих случаях экипажи полагаются лишь на бортовую аппаратуру, небесные светила и свой опыт. Так что навигационная и штурманская подготовка для заполярных пилотов крайне важна, подчас это вопрос жизни. 
К сказанному следует добавить, что на протяжении полёта, сколько бы он ни длился, четверо членов экипажа Ту-22 находятся на своих местах в катапультируемых креслах и не имеют возможности встать и размяться – такова конструкция летательного аппарата. Безусловно, это создаёт некоторые дополнительные трудности. Но лётчики их не боятся и стремятся как можно чаще подниматься в небо.  
– У всех экипажей вылеты на воздушное патрулирование вызывают чувство гордости; все хотят попасть в число тех, кому доверяется эта задача. Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день профессиональная, моральная и психологическая готовность лётного и инженерно-технического состава позволяет выполнить задачу любой сложности как в различных регионах России, так и за её пределами, – заверил гвардии полковник Александр Щербинин.