Воздушный патруль над океаном
Лётчики Дальней авиации в рамках плановой лётной подготовки летают на воздушное патрулирование над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Чёрного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов. Полёты выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами без нарушения границ других государств. Так, два стратегических бомбардировщика Ту-95МС с авиабазы Энгельс успешно выполнили задачи по плану воздушного патрулирования. Маршрут полёта проходил над нейтральными водами Баренцева и Норвежского морей, Атлантического океана в сопровождении МиГ-31 ВВС России.
Вынырнув из-за низких облаков, на заполярный
аэродром Оленья один за другим с пятиминутным интервалом приземлились два
дальних бомбардировщика Ту-22М3. В этот раз их встречал командир авиационной
группы гвардейской Донбасской краснознамённой авиационной базы гвардии
полковник Александр Щербинин.
– Экипажи благополучно возвратились на родной аэродром после воздушного
патрулирования акватории морей Северного Ледовитого океана, – пояснил командир
авиагруппы, пока ракетоносцы заруливали на свои стоянки. – Этот вылет
выполнялся по плану Генерального штаба Вооружённых Сил РФ в рамках реализации
задач стратегического сдерживания вероятного противника. Помимо демонстрации
нашей мощи и решимости защищать северные рубежи Отчизны лётчики также
совершенствовали лётное и штурманское мастерство. Кроме того, проводили
воздушную разведку.
– Этот полёт не относится к числу обычных. Экипажи выполняли реальную боевую
задачу на максимальном удалении от места базирования, – добавил Александр
Анатольевич.
После того как командиры кораблей гвардии подполковники Олег Тимошин и Дмитрий
Колесников доложили командиру авиагруппы о выполнении задачи, он тепло
поприветствовал всех членов экипажей только что приземлившихся самолётов.
– Полёт пары продолжался более пяти часов на высоте около 8000 метров, – позже
рассказал гвардии подполковник Колесников. – Всё это время мы летали по самому
краю воздушного пространства России и над открытым морем. Патрулирование было
спланировано и осуществлено таким образом, что с аэродромов сопредельных
государств ни один истребитель так и не успел подняться в воздух для перехвата.
Вместе с тем на некоторых наиболее атакоопасных направлениях нас сопровождали
Су-27 ВВС России.
А вот что рассказал об особенностях полётов в Арктической зоне гвардии
подполковник Олег Тимошин:
– Они заключаются в том, что летать приходится в очень сложных условиях. Вверху
– яркое солнце, внизу – облака либо бескрайние ледяные поля. Видимых ориентиров
нет. Наземные навигационные комплексы на дальних дистанциях не действуют. Кроме
того, магнитные приборы в высоких широтах могут давать погрешность. В этих
случаях экипажи полагаются лишь на бортовую аппаратуру, небесные светила и свой
опыт. Так что навигационная и штурманская подготовка для заполярных пилотов
крайне важна, подчас это вопрос жизни.
К сказанному следует добавить, что на протяжении полёта, сколько бы он ни длился,
четверо членов экипажа Ту-22 находятся на своих местах в катапультируемых
креслах и не имеют возможности встать и размяться – такова конструкция
летательного аппарата. Безусловно, это создаёт некоторые дополнительные
трудности. Но лётчики их не боятся и стремятся как можно чаще подниматься в
небо.
– У всех экипажей вылеты на воздушное патрулирование вызывают чувство гордости;
все хотят попасть в число тех, кому доверяется эта задача. Хочу подчеркнуть,
что на сегодняшний день профессиональная, моральная и психологическая
готовность лётного и инженерно-технического состава позволяет выполнить задачу
любой сложности как в различных регионах России, так и за её пределами, –
заверил гвардии полковник Александр Щербинин.